Наш телефон
+7 (8112) 66-45-65
г. Псков, Октябрьский пр., дом 22
Схема проезда

Псков


Псковская земля, край богатой и славной истории, раскинулась у границы трех государств — Эстонии, Латвии и Белоруссии. Дыхание веков ощущается в любом уголке древней Псковщины. Ее богатая история оставила немало свидетельств доблести русских воинов и самобытного таланта безвестных зодчих и народных умельцев. Природа земли Псковской с ее неяркой северной красотой вобрала в себя архитектурные творения человека, породнилась с ними на века.

 

Старинная, былинная,
Сторонушка суглинная.
Потрепана, посечена,
Врагами мечена…
Течет река Великая,
А вместе с ней века…
Историей изрытые
Крутые берега.

 

 Так поэтесса В. Свекольникова попыталась представить поистине прекрасный и великий город, имя которому Псков. Не хватило бы и объемистой книги для того, чтобы описать все архитектурное, духовное и природное богатство этого места.

Псков, административный центр Псковской области с население 200 000 человек, является одним из древнейших русских городов. Невозможно представить Россию без Пскова. Его история неотделима от истории нашей Отчизны. Го­род-воин, он вынес не одно нашествие иноземных захватчиков, не раз отбивал при­ступы врагов и изгонял с русской земли незваных гостей. Не зря о Пскове говорили в былые времена: ”Год воюет, год горит, год отстраивается…” Не смотря на потрепанность, обветшалость некоторых архитектурных, христианских, живописных и летописных памятников, Псков остается неподражаемым по своей красоте, непостижимым по богатству своей культуры, и по-прежнему манит сюда гостей своей захватывающей сердце судьбой. Ведь каждая улочка, каждая часовенка – это страничка истории.

Итак, Вы решили посетить этот изумительный уголок нашей Земли? Тогда вооружитесь шариковой ручкой и блокнотом, настройте все свое внимание и… вперед на экскурсию по святым местам земли Псковской!

Сегодня многое из того, что уже казалось утраченным навсегда, снова радует глаз красотой линий, гармонией красок, изяществом пропорций. Одним из таких памятников культуры является знаменитый Кремль, или Кром, как его называют псковичи. Название “Кром” появляется в псковских летописях с 14 века, но, по всей вероятности, оно существовало гораздо раньше. Кром стоит на высокой известняковой скале с крутыми обрывистыми склонами. С северо-востока его защищает река Пскова, с запада – Великая. Среди ученых нет единого мнения о времени постройки каменных стен Крома. Большинство относит замену деревянных оборонительных сооружений каменными к 13 веку. Эта крепость была центром средневекового города, поэтому первую нашу остановку стоит сделать именно здесь. Лучше всего предварительно посмотреть на Кремль со сторо­ны: либо с Завеличья, с противоположного берега реки Вели­кой, либо с Ольгинского моста. Можно долго стоять у перил моста и любоваться панорамой Кремля, его мощью, чувствовать исходящее от него веяние далеких эпох. Ощущение такое, будто расположенный на высоком скалистом мысе Кремль, подняв над седыми стенами белокаменный четверик Троицкого собора и островерхие боевые башни, словно гигантский корабль устремляется на­встречу бурям.

Вход в Кремль расположен в южной его части, на площади Ленина, по соседству с кинотеатром «Октябрь». Вступишь на территорию Кремля, и твоим глазам открывается обширная площадь, раскинувшаяся сразу же за первым входом, буквально загроможденная обнажившимися при раскопках и позже наращен­ными фундаментами древних храмов. Это - Довмонтов город, дополнительная крепость, сооруженная, по преданию, про­славленным псковским князем Довмонтом-Тимофеем, и примкнув­шая к Кремлю в XIII веке. До середины 13 века территория Довмонтова города была частью псковского посада (неукрепленного поселения).

В двенадцатом веке здесь был сооружен первый в Пскове каменный храм Дмитрия Солунского. В конце 13 - начале 14 века Довмонтов город превратился в крепость и административный центр Пскова. Археологической экспедицией Эрмитажа обнаружено на его территории одиннадцать храмов. В одной из этих церквей была найдена стенопись 14 века, довольно хорошо сохранившаяся. Так как стены пришли в ветхость и во многих местах были разрушены корнями деревьев, то фрески были со всеми предосторожностями сняты и увезены в Петербург. Сейчас некоторые из них отреставрированы и экспонируются в Эрмитаже и в Псковском историко-художественном музее. Основания всех церквей Довмонтова города надстроены и укреплены цементом. Так возник, пожалуй, единственный в России музей. В 17 веке в южной части Довмонтова города построили Приказную палату, в которой разместились приказы (учреждения), управлявшие городом. Здание сохранилось до нашего времени. Это единственная в Пскове административная постройка 17 века, дошедшая до нас. Сохранилось и подробное описание Приказной палаты, посланное в Москву после окончания строительства. Это позволило составить проект ее реставрации. Сейчас здесь размещены интересные экспозиции историко-художественного музея, а также туристический информационный центр, куда стоит зайти, чтобы спросить обо всем, что Вы когда-либо хотели узнать о Пскове, а нам пора идти дальше…

И вот мы уже на территории Крома. Псков впервые упоминается в “Повести временных лет” под 903 годом, когда киевскому князю Игорю привели жену из Пскова - Ольгу. А псковский летописец гордясь древностью своего города, относит дату его возникновения к еще более давним временам: “А о Плескове граде от летописания не обретается вспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми, токмо уведехом, яко был же в то время, как наехали князи Рюрик з братьею…” Результаты раскопок на Крому позволили получить ответы на вопросы, мучившие псковского летописца. В настоящее время с определенностью установлено, что именно здесь возникло в середине первого тысячелетия нашей эры первое небольшое поселение, из которого в последствии вырос Псков. Первоначальное население определяется сейчас как финско-прибалтийское. Уже в 8-9 веке население не было однородным: характер жилищ, керамики и других археологических находок позволяет говорить о прибалтийско-финских, восточно-балтийских и славянских чертах в культуре. В это время растет площадь поселения, и уже к 10 веку Псков известен как древнерусский город.

Если войти в Кремль через Великие ворота, то, миновав захаб, узкий и длинный проход между стеной крепости и параллельной ей стеной, мы окажемся перед Троицким собором на вечевой пощади, которая поражает особенным простором и светом. В древности на территории Крома у южной стены Троицкого собора собиралось псковское вече. Оно было законодательным органом образовавшейся не позднее 13 века самостоятельной феодальной республики. На вече псковичи принимали решение о приглашении князя, здесь же новый князь приносил присягу Пскову. Только вечевое собрание могло принимать решения об объявлении войны или заключении мира, принимать новые законы и изменять или отменять старые. В вечевом собрании принимали участие не все псковичи. Известно, что в 1510 году в Пскове было не менее 6,5 тысяч дворов. Размеры же вечевой площади невелики, она не могла вместить такое количество “мужей-псковичей”. В вечевом собрании участвовали бояре-землевладельцы, а кроме них - представители “черных людей”, купцов и ремесленников, живших на городской территории под защитой крепостных стен. Участники веча представляли все псковские концы – самоуправляющиеся городские районы. В середине 15 века в Пскове было 6 концов. Количество участников вечевого собрания могло быть близким 300 – именно столько семей “лучших людей” было выселено из Пскова по распоряжению великого князя Василия Ивановича после присоединения Пскова к Москве в 1510 году. До этого события псковичи называли свое государство по имени его главного собора “дом святой Троицы”. Троицкий собор – четвертый храм этого имени на территории Кремля. Первый, по преданию, был построен в 10 веке княгиней Ольгой, покровительницей Пскова, вскоре после того, как принявшая христианство княгиня, возвратилась из Византии и посетила родные места. Если верить этой легенде, то первый Троицкий собор Пскова был одним из древнейших христианских храмов в еще языческой тогда Руси. Нынешний собор конца 17 века построен в традициях московского зодчества. Высокий, стройный и легкий как птица. В ясные дни Троицкий собор виден за многие километры, давая знать о городе. Он занимает в нем высшую точку, словно держит весь Псков в своей деснице. К нему стекались дороги, став улицами города. Здесь висели два меча – главные реликвии Псковской республики, олицетворявшие ее независимость и воинскую доблесть. На одном из них была надпись: “Чести моей никому не отдам”. Нет Пскова без Троицкого собора, который был символом всей Псковской земли:

 Давно основан город Псков
Седою стариной.
Златые шлемы куполов
Пылают над землей.
Суровы башни у Кремля,
А Троицкий собор,
Как гордый парус корабля,
Белеет над тобой…

(А. Гайдук)

 

Прогуляйтесь по Кремлю, окунитесь в прошлое Пскова, откройте для себя его потаенное. Дойдите до мыса Крома, где веселая Пскова впадает в широкую и неторопливую Великую…

Псков богат памятниками старины. На небольшой территории древнего города их более ста. Они то открыто смотрят с берегов рек, то прячутся в гуще застройки: крепостные стены и башни, где “сами жены мужествовали” когда-то, отбивая вражеские штурмы; беленые церкви с высокими и малыми звонницами, палаты с уютными крыльцами и недоверчивым взглядом больших окон.

 А мы идем дальше. Оказавшись в центре Пскова, нельзя не посетить значительный, с нелегкой судьбой памятник псковского зодчества XVI века - храм Николы со Усохи, расположенной не далеко от набережной реки Великой. Построенный в 1371 году на краю болота - "усохе" или "всосе" и поставленный заново в 1536 году, храм неоднократно переживал пожары и реконструкции. За пять столетий внешний вид памятника, конечно, изменился. Глядя на его приземистость и распластанность, с трудом верится, что когда-то этот красавец-храм был вторым по величине зданием после Троицкого собора. Сейчас же потребуется немалое воображение, чтобы мысленно освободить его низ от двухметровых земельных напластований и представить себе здание в его первоначальном стройном, пропорциональном облике. И лишь псковские черты архитектурного храмового стиля сохранились неизменными: квадраты и треугольники на карнизах абсид и купольных барабанах (появились  в XIV-XV вв.), углубления в виде кокошников, вертикальные валиковые разводы на алтарных частях (этот мотив схож с сирийским орнаментом VII-VIII вв.), "бровки" над купольными окнами. Как и многие храмы этого периода, храм Николы со Усохи имеет свою легенду. Когда царь Иван Грозный в 1570 году ехал по Пскову после страшного разгрома Новгорода, большой колокол церкви ударил так сильно, что царский конь испугался и шарахнулся в сторону. Разгневанный царь приказал снять большой колокол, отрубить ему язык и уши. К ужасу палачей, из ушей колокола хлынула кровь…

Недалеко от церкви Николы со Усохи на другой стороне улицы стоит еще один из интереснейших памятников псковского зодчества – церковь Василия на Горке. Горка заметна и сейчас, но в свое время она была значительно выше. В летописи отмечен год постройки храма – 1413. Если бы можно было считать названную дату правильной, то это здание могло служить свидетельством поразительного скачка, происшедшего в развитии архитектуры Пскова в первые годы 15 века, а создавшего его зодчего пришлось бы считать гением, предвосхитившим приемы, ставшие характерными для Пскова только через столетие. Однако более вероятно, что церковь Василия на Горке была перестроена в 16 веке. Строительство этого храма связывают с именем знатного “немчина” Василия Дола, предка псковского поэта Александра Яхонтова, который запечатлел во многих своих стихах облик Пскова середины 19 века:

 Тяжелый Гавриила
Пятиглавый наш собор,
Князя Довмонта могила,
Запах древности, простор;
Чудотворные иконы,
Стены старого кремля,
Башня, славная в дни оны
Чудной силы обороны
От Батура – короля;
Монастырь, что на Мироже,
Обмелевшая Пскова…
Всюду - старые заплаты,
След кой-где – былых веков,
Да Поганкины Палаты –
Вот он – добрый старый Псков! 

(1853)

 Давайте познакомимся с памятниками, о которых говорится в этом стихотворении.

Начнем с Поганкиных палат. Это один из самых известных псковских памятников гражданской архитектуры 17 века. Откуда такое странное название? Палаты были построены по заказу известного и богатейшего псковского купца Сергея Поганкина, фамилия которого дала название палатам. О неблагозвучном имени и громадном богатстве этой семьи были сложены нелестные для нее легенды. В 70-х годах 17 века Поганкин достиг высшей точки в своем продвижении по социальной лестнице, пройдя путь от огородника до купца гостиной сотни. Когда он подал прошение о разрешении вернуться из Москвы в Псков, то в грамоте, его просьбу удовлетворяющей, было сказано, что “в порубежном городе без таких торговых промышленных людей быть не можно…” Временем наивысшего расцвета семьи были 60-70-е годы. Это время и большой деловой активности Сергея Поганкина, и его участия в выполнении государственных служб, и уверенности в себе. Он не боится прибегать к контрабандной торговле, укрытию своих доходов. Имея покровителей в Москве, он смело вступает в конфликт с псковским воеводой князем Хованским и выходит победителем. На гребне своего могущества Сергей Поганкин и построил огромные каменные палаты - самое большое по размерам купеческое здание 17 века в Пскове, а возможно, и в России. Как и все постройки того времени, их отличает большая толщина стен (до двух метров и больше) и три каменных этажа их основной части, надо всеми частями дома были когда-то верхние деревянные этажи, они не сохранились. Поганкины палаты можно осмотреть не только снаружи, но и изнутри: там размещены экспозиции Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Толчком к постройке таких домов-крепостей были крестьянские восстания и частые пожары, опустошавшие город. Поганкины палаты, таким образом, могут рассматриваться как крепость, где богатая купеческая семья укрывалась от народного гнева и пожаров. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой строительство каменных жилых домов началось в Пскове еще в 16 веке, после того как Василий III, во время правления которого Псков был присоединен к Москве, приказал освободить Кром от клетей бояр и купцов. Если до 1510 года богатства “больших” псковских людей надежно защищали крепостные стены, то теперь владельцы этих богатств должны были сами заботиться об их охране. Надежнее всего было хранить их при себе, в собственных домах. Так началось в Пскове строительство жилых каменных зданий. Оно было прервано во второй половине 16 века Ливонской войной (1556-1583) и хозяйственной разрухой.

О Ливонской войне нам может поведать Покровская башня, построенная в 16 веке. “…Башня, славная в дни оны / Чудной силы обороны / От Батура – короля … ” Башня очень пострадала во время полугодовой осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. Десятки вражеских приступов выстояла она, защищая псковичей от пушечного обстрела. Долгий период находилась Покровская башня в полуразрушенном состоянии. И только в 1963 году она была отреставрирована полностью, став историческим достоянием оборонного зодчества города. Ее освободили от земляной насыпи, укрепили цоколь, достроили разрушенные части. Одно время размерам этого крепостного великана не было равных в Западной Европе. Можно только представить боевую мощь башни, если длина окружности составляет 90 метров, высота более 50 метров, ее внутреннее помещение имеет пятиярусное деление. Прогуливаясь по набережной реки Великой, Вы не сможете пройти равнодушно мимо каменной красавицы-башни, украшающей один из самых ярких уголков Пскова, и обязательно остановитесь хотя бы на минутку, восхищаясь ее грандиозной масштабностью и величием.

Рядом с Покровской башней стоит церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от пролома, построенная в честь победы, которую одержали псковичи над войсками польского короля Стефана Батория во время Ливонской войны. Церковь Покрова, однако, упоминается еще раньше, в конце 14 века, Она принадлежала Покровскому мужскому монастырю. Существующий храм возведен по канонам 16 века псковской школы зодчества. Мастера, его создавшие, достигли поразительного умения в свободной симметричной компоновке объемов. Пользуясь простыми средствами и столь несложными приемами архитектурной обработки, они смогли придать храму удивительное разнообразие и живописность. Особую известность церковь получила во время осады Пскова польско-литовскими войсками в 1581 году, когда иноку монастыря явилось видение Пресвятой Богородицы, своим советом спасшей Псков от захватчиков. Благодарные жители города в 1582 перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну – Рождества Богородицы. С тех пор она представляет собой архитектурное чудо: две бесстолпные церкви-близнецы, объединенные двухпролетной зубчатой звонницей и двумя каменными притворами радуют наш взор своей простотой и изяществом.

От церкви Покрова и Рождества Богородицы давайте спустимся к реке Великой. На другом ее берегу мы увидим еще одну жемчужину Пскова – Мирожский монастырь. Он расположен у впадения в Великую речки Мирожи. Когда-то это была небольшая, но полноводная река, а теперь - ручей, через который переброшены деревянные мостки. В монастырь можно пройти через южные ворота. Он был основан в 12 веке, может быть, и раньше, в 11 веке. К этому времени Псков уже стал многолюдным, обширным, богатым городом. Мирожский монастырь был важнейшим проводником христианской культуры на Псковской земле. Место расположения монастыря было избрано в полном соответствии с этой задачей. Поставленный вне тогдашнего города, поодаль от него, на другом берегу Великой, монастырь был очень хорошо зрительно связан с городом и в тоже время был отдален от него, как бы противопоставляя свою святость греховной жизни города. Спасо-Преображенский собор монастыря, почти нисколько не заслоненной низкой деревянной оградой (каменная была построена лишь в 19 веке) являлся в те времена единственным каменным сооружением на огромном пространстве. С любого места, откуда собор был виден, он представлялся на фоне дремучих лесов и рек и почти незаметных деревянных строений. Всем своим обликом, чуждым окружающему, собор говорил о том, что он твердыня новой веры, пришедшей на Русь из Византии (он очень близок по формам греческим церквям). В изящной простоте его архитектуры заключалось отрицание и скрытое осуждение вкусов и взглядов старой языческой Руси. Мирожский монастырь был не только древнейшим и одним из богатейших монастырей, но и важным культурным центром. Именно здесь был сделан тот список “Слова о полку Игореве ”, который в конце 18 века попал в руки А. И. Мусина – Пушкина, который и познакомил нас с величайшим произведением древнерусской литературы. Монастырские постройки возводились в течение нескольких веков. Древнейший из них – Спасо-Преображенский собор, построенный на средства и по инициативе новгородского архиепископа Нифонта, грека по национальности, в середине 12 века. Сейчас собор значительно ниже, чем был первоначально, так как уровень земли вокруг него поднялся, поэтому, чтобы войти внутрь храма, надо спуститься по лестнице. Все стены собора покрыты фресками, которые были созданы византийскими художниками в середине 12 века. Система росписи, сюжеты фресок, их композиция отличаются от других известных фресковых росписей Древней Руси. Мирожские фрески близки к раннехристианской художественной традиции. Наиболее известна композиция “Оплакивание Христа” (на северной стене). Склонившиеся над телом Христа фигуры Богоматери и апостолов выражают глубокую скорбь. Голгофа и крест в верхней части фрески – символ жертвы и смерти Христа – связывают воедино композицию фрески с линией свода над нею. Мирожская стенопись – единственная по полноте и богатству фресковая роспись 12 века, дошедшая до наших дней, так как сохранилось 80 % оригинальных фресок.

А теперь с берегов Великой перенесемся на берега Псковы. На Пскове хорошо. Пропадает усталость от современного города. Эта речка – его живая душа, его благословение. На Пскове понимаешь, что природа не ушла из города, вот что в нем так привлекает современного человека. Именно здесь, находится, пожалуй, самая красивая и загадочная башня Пскова - Гремячая. Недалеко от живописного парка, который псковичи называют финским, на высоком берегу стоит эта башня, когда-то величественная и грозная, а ныне полуразрушенная. Не самая высокая и мощная, башня была неподступным укрытием защитников города на бессильную злобу многочисленным врагам. Сегодня она остается бесценной страницей истории. Гремячая башня великолепно вписывается в панораму парка, контрастируя с современными жилыми постройками и сопоставляя века. Именуемая прежде Космодемьянской, в честь стоящей вблизи церкви Космы и Дамиана, башня переняла название Гремячая от другой соседней давно разрушенной башни.

Гремячая (Космодемьянская) башня - единственная в Пскове башня, о которой известна точная дата ее возведения (1525 год) и с которой связано множество легенд и преданий. Одна из легенд повествует о заколдованной княжне, она спала непробудным сном в глубоком подземелье Гремячей башни в гробу, накрытом черным бархатом. Красавицу ту будто бы в свое время прокляла родная мать, за что - неизвестно: то ли ослушалась родительского наказа, то ли по другой какой причине. Все пространство зловещего и вместительного склепа занимали бочки с золотом, вплотную подступившие к гробу, а вход в башню и“Да, богат Псков памятниками старины,” – не устаем повторять мы. Однако ограничивать архитектурную историю города рамками средневековья, означало бы вычеркнуть более двух столетий его градостроительной жизни, а именно c 18 по 20 век, когда были построены многие здания, которые до сих пор украшают Псков. Оживление в строительстве города начинается в конце 18 века, когда был утвержден проект его перепланировки в связи с присвоением Пскову статуса центра губернии. Отличительной чертой принятого к осуществлению плана стало стремление упорядочить исторически сложившийся характер застройки города и строгая регламентация строительства новых зданий. склеп стерегла нечистая сила.

И по поверью, разбудить и вернуть ее к жизни мог только тот смельчак, который чист душой и помыслами, который смог бы 12 дней и ночей кряду отчитать без отдыха псалтырь над изголовьем девушки. Многие молодые и отважные люди искали здесь счастья, но никто из них не смог выдержать тяжелого испытания. Один юноша, поборов страх и ужас, вселяемый нечестью, продержался у изголовья девушки шестеро суток, не переставая читать псалтырь, но на седьмые сутки не выдержал и уснул. В ту же минуту со злобным воем он был выброшен из башни. Нашли его ранним утром возле самого края обрыва без чувств. Двое суток после этого юноша не мог вымолвить ни слова. Да и оправившись, не прожил долго и вскоре умер.

А красавица княжеская дочь так и осталась в мрачном подземелье, и поныне лежит там, окруженная золотом и нечистой силой, в надежде, что сыщется однажды юноша и сумеет освободить ее от злых чар. Говорят, что звон золотых монет, запрятанных в Гремячей башне, иногда слышен в полночь … Жутко, не правда ли? А ведь Гремячая башня до сих пор остается местом романтических встреч местной молодежи.

“Да, богат Псков памятниками старины,” – не устаем повторять мы. Однако ограничивать архитектурную историю города рамками средневековья, означало бы вычеркнуть более двух столетий его градостроительной жизни, а именно c 18 по 20 век, когда были построены многие здания, которые до сих пор украшают Псков. Оживление в строительстве города начинается в конце 18 века, когда был утвержден проект его перепланировки в связи с присвоением Пскову статуса центра губернии. Отличительной чертой принятого к осуществлению плана стало стремление упорядочить исторически сложившийся характер застройки города и строгая регламентация строительства новых зданий. В указе одного из Псковских губернаторов так и говорилось: “… без ведома моего ни одного бревна вновь нигде полагать не допускать.” В целом архитектура Пскова 18 - начала 20 веков прошла те же этапы развития, что и зодчество других городов России, но она имела ряд только ей присущих особенностей, определяемых уровнем экономического развития города, влиянием ближайших соседей – Петербурга и Прибалтики, вкусами и потребностями заказчика, местными строительными традициями. Одним из образцов архитектуры Пскова середины 19 века является здание железнодорожного вокзала. В 1851 году вышел указ Николая I о проведении изысканий для постройки средствами казны железной дороги Санкт-Петербург - Варшава, строительство которой началось в следующем 1952 году. Вот что сообщала газета “Псковские губернские ведомости” в июле 1857 года: “Теперь нельзя не порадоваться вместе с псковичами близости к городу железной дороги и скорости ее окончания. Насыпь, как известно, сделана давно от столицы до Пскова. Рельсы и прочее деятельно приготавливаются в разных местах. Мосты строятся день и ночь. Около пересечения “чугунки” с шоссе предполагают устроить вокзал для пассажиров, это в полутора верстах от городской заставы, недалеко от военного штаба.” Здание вокзала в Пскове появилось в 1858 году. Оно имеет непосредственное отношение к событиям 1917 года. На путях псковского вокзала в ночь на 3 марта Николай II был вынужден подписать акт отречения от престола. Что чувствовал в эти минуты последний российский царь? В дороге он записал в своем дневнике: “Нужно мое отречение… Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился… В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман.”

Много памятных мест в Пскове. Архитектурное богатство города неисчерпаемо. “Архитектура – летопись мира,” – так когда-то сказал Николай Гоголь. Но архитектура не простая летопись, она участница событий, протекавших со дня основания памятников до нашего времени, и образное выражение взгляда на мир тех людей, в эпоху которых она создавалась. Это воплощение души народа:

 Есть на свете другие края,
Но они не сравнятся с тобою,
Псковский край – это песня моя,
Что звучит над Великой рекою.
И плывут облака не спеша
Над святыми местами и Кромом,
Если есть у России душа,
То она называется Псковом.

 Для того чтобы познакомиться с художественными ценностями Псковской земли, нужно приехать в Псков и из него совершать поездки по окрестностям.